Неточные совпадения
Ставится острый предельный вопрос:
существует ли подлинная, не объективная, не иллюзорная и не фиктивная
реальность?
Для этого миросозерцания не
существовало России, как самостоятельной
реальности, имеющей свою судьбу и задачу в мире.
Существует разительное противоречие между материализмом и логическим реализмом понятий, признающим подлинность
реальности общего, например, класс реальнее конкретного человека, идея пролетариата важнее самого пролетариата.
Существуют «коллективные»
реальности, но не «коллективы», как
реальности.
Реальность бытия есть
реальность предиката и означает, что что-то
существует, а не то, что
существует.
Объективной
реальности не
существует, это лишь иллюзия сознания,
существует лишь объективация
реальности, порожденная известной направленностью духа.
Но истины как навязанного мне предмета, как
реальности, падающей на меня сверху, не
существует.
Глубокая и неискоренимая противоположность
существует между философским рационализмом и религиозным реализмом: философский рационализм не выходит из круга идей, мышления, интеллектуальности, рассудочности, религиозный реализм живет в царстве бытия,
реальностей, целостной жизни духа.
Призрачно спасти
реальность, свободу, личность современная философия всегда сумеет, для этого
существуют многочисленные орудия софистики и гносеологической эквилибристики.
Познать действительности нельзя, так как рациональное не покрывает иррациональное, познающий субъект не в силах совладать с хаосом, да и действительности не
существует как трансцендентной
реальности.
Ибо такое общее чувство
реальности, помимо частных ощущений, бесспорно
существует и опознается металогически, и оно составляет непреодолимое, хотя и не логическое, препятствие для идеалистической метафизики типа Гегеля, который, хотя и в замаскированной форме, принужден был капитулировать пред алогической стороной логического процесса.
Если устранить эту причину пространственности, предположив полную и совершенную организованность мирового тела, при которой ничто ничего не вытесняет, но все
существует в единстве, тогда, очевидно,
реальность пространства исчезает, оно становится чистой потенциальностью.
И если
реальность установляется чувственностью или телесностью, которая, однако, не
существует вне идеи, то чистая идеальность есть призрачность или отвлеченность.
В вечной же основе тварности самого различия между свободой и необходимостью, имеющего полную
реальность для твари, вовсе нет, она трансцендентна свободе-необходимости [Таким образом, получается соотношение, обратное тому, что мы имеем у Канта: у него свобода
существует только для ноумена и ее в мире опыта нет, а всецело царит необходимость; по нашему же пониманию, свобода
существует только там, где есть необходимость, т. е. в тварном самосознании, ее нельзя приписать вечности, как нельзя ей приписать и необходимости.].
«Понятия «по ту сторону», «истинный мир» выдуманы, чтобы обесценить единственный (курсив Ницше) мир, который
существует, чтобы не оставить никакой цели, никакого разума, никакой задачи для нашей земной
реальности» (Ессе homo). «Кажущийся мир есть единственный: истинный мир только прилган к нему» (Сумерки идолов). В делении мира на истинный и кажущийся Ницше усматривает глубокую трусость перед жизнью, внушение декаданса, симптом нисходящей жизни.
Бог не
существует, как находящаяся надо мною объективная
реальность, как объективация универсальной идеи, Он
существует, как экзистенциальная встреча; как трансцендирование, и в этой встрече Бог есть личность.
Но не
существует общества, как органической
реальности, которой принадлежал бы примат над людьми.
Но универсальных общих
реальностей не
существует, это призраки и иллюзии, созданные объективацией.
Человечество не имеет существования вне человека, оно в человеке
существует, и в человеке есть величайшая
реальность, с этой
реальностью связана человечность.
Но не имеет никакого смысла образовывать понятия и идеи о добре, которое не
существует, как не имеет смысла беспредметное познание, не связанное ни с какой
реальностью.
Существуют реальности разных порядков: есть
реальность как мир физический, органический, психический, социальный, но есть
реальность как истина, добро, красота, ценность, творческая фантазия.
«Единая
реальность во вселенной: все, что
существует, не более как проявление этой
Реальности; «Я» человека по существу тождественно с этой
Реальностью» (с. 92).].